Расход масла в двигателе внутреннего сгорания является естественным процессом для любого автомобиля в процессе эксплуатации. Тем не менее, очень важно следить за уровнем моторного масла. В этой статье мы подробно разберём, какой расход масла считается допустимым, и при каком расходе нужно будет задуматься о неисправности двигателя.
Куда может уходить масло?
Вариантов может быть несколько.
- Масло может вытекать через изношенные сальники или резиновые уплотнения.
- Оно может сгорать в самом двигателе. Это неизбежно, так как масло выполняет множество функций: охлаждает поршневую группу, смазывает стенки цилиндров и все подвижные детали.
- Изношенные маслосъемные кольца на поршневой группе.
- Износ маслосъемных колпачков головки блока цилиндров.
- Неисправность маслоотделителя.
- Износ турбокомпрессора, при его наличии.

Каким должен быть расход масла?
Этот параметр индивидуален для каждого автомобиля. К примеру, некоторые моторы концерна Volkswagen и BMW имеют предписание в книжке об эксплуатации автомобиля о том, что долив моторного масла 1 литр на 1000 км не является неисправностью. Конечно, у большинства моторов расход скромнее. Если двигатель еще не разменял первую сотню тысяч километров, нормально, когда он тратит около 100 граммов на 1 000 километров, это естественный угар. То есть, при замене масла раз в 10 000 километров его долив в принципе не потребуется. Разница между метками Min и Max в двигателях среднего рабочего объёма — как раз около 1 литра, то есть ниже минимума уровень не упадёт.
Расход масла ДВС зависит и от типа агрегата. В частности, турбомоторы по описанной выше причине обычно расходуют больше масла, чем «атмосферники». Также на расход влияет манера вождения. Если вы любите раскручивать двигатель до высоких оборотов, готовьтесь регулярно доливать масло — в таких режимах сгорает больше смазки.
Измерять уровень масла необходимо не ранее чем через 10 минут после остановки двигателя и на ровной поверхности. Это время необходимо, чтобы моторное масло стекло с головки блока цилиндров и масляных каналов в поддон двигателя.
Почему растёт расход масла?
Все описанные выше особенности являются неотъемлемой частью работы двигателя внутреннего сгорания. Однако иногда уровень масла может упасть ниже минимального значения, хотя раньше долив не требовался. Если вы заметили, что масло начинает уходить слишком быстро, это может быть вызвано рядом причин, которые не всегда очевидны. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Износ уплотнительных элементов. В таком случае масло просто вытекает через негерметичные соединения. Проверить на герметичность сальники и прокладки просто: достаточно осмотреть двигатель сверху и снизу. Если где-то заметны потёки, маслянные запотевания, с уплотнением явно есть проблема. Иногда при протечках мотор «ест» масло довольно активно.
Износ маслосъёмных колпачков. Как и прокладки или сальники, маслосъемные колпачки клапанов тоже изнашиваются — теряют эластичность и не могут эффективно работать. Это ещё одна из немногих причин — почему двигатель расходует масло. Единственный выход из ситуации — заменить их на новые.
Износ стенок цилиндров и поршневой группы. В этом случае маслосъёмные кольца перестают должным образом выполнять свою функцию, оставляя большую часть масла на стенках цилиндров, и оно сгорает вместе с топливом. Помимо механического износа возможно «залегание» колец, когда они теряют работоспособность из-за сильного нагара.
Неисправность системы вентиляции картерных газов. Одним из явных признаков неполадок в системе вентиляции картерных газов является повышенный расход масла. При неисправности данной детали, а именно когда рвется мембрана – могут возникнуть следующее проблемы: 1) Повышенный расход масла 2) Повышенный расход топлива 3) Неровная работа на холостом ходу.
По каким признакам можно определить повышенный расход?
Дымность выхлопа. Если дым сизого цвета — это самый явный признак проблем. Не путайте с белым паром при запуске в минусовую температуру — это просто испаряется конденсат.
Дым из маслозаливной горловины. Можно открыть крышку на работающем моторе и проверить, не идёт ли такой же дым оттуда. Его наличие может свидетельствовать как минимум о проблемах с вентиляцией картера.
Белый или черный налёт на свечах.
Такого быть не должно. Выверните любую свечу и посмотрите на электроды. Если налёт чёрный, но сухой, это может свидетельствовать о переобогащении топливной смеси. А если «жирный» (влажный) — есть проблемы с маслом. Не должно быть масляных следов и на резьбе свечей.
По итогу
- Некоторое количество масла сгорает при работе двигателя, это неизбежно.
- Расход масла зависит от конструкции двигателя: для некоторых и литр на 1 000 километров считается нормой.
- Повыситься расход может из-за появления утечек, «залегания» маслосъёмных поршневых колец, плохой работы маслосъёмных колпачков или клапана картерных газов.
- Признаки того, что двигатель активно потребляет масло, — сизый дым из выхлопной трубы и заливной горловины (при открытой крышке), а также маслянистые отложения на электродах или резьбе свечей.